Альбомы
Коллекция тканых поясов русских
Коллекция тканых поясов русских
Заголовок
Коллекция тканых поясов русских
Аннотация
В Музее истории и культуры народов Дальнего Востока и Сибири Института археологии и этнографии СО РАН хранится коллекция традиционной одежды русских, собранная сотрудниками Института во второй половине ХХ в. в селах Юго-Западной и Восточной Сибири. Среди предметов традиционного костюма русских - видное место занимает коллекция тканых поясов, включающая в себя пояса самых разных этно-культурных групп русских Сибири. Коллекция насчитывает 266 поясов и 29 тканых вожжей, датируемых XIX-XX вв. Ее репрезентативность главным образом обусловлена широтой географического ареала, предметы собраны на территориях: Новосибирской области, Алтайского края, у старообрядцев Алтая и Забайкалья («семейских»), у старообрядцев ряда областей Восточного Казахстана («поляков», «бухтарминцев», «каменщиков»), а также старообрядцев штата Орегон (США). Внимание собирателей к поясу неслучайно. Пояс являлся важнейшей деталью традиционного костюма, а в связи с его функциональностью, как бытовой, так и сакрально-обережной, он долгое время использовался в повседневной и обрядовой (праздничной) одежде русских крестьян. Работа по формированию коллекции началась в 1960-х гг., она проводилась силами сотрудников НГУ и Института истории, филологии и философии СО АН СССР (Ромадановской Е.К., Дергачевой-Скоп Е.И., Покровским Н.Н., Апсит Т.Н., Зольниковой Н.Д. и др.). В 1970-е гг. Русакова Л.М. начала планомерный сбор у русских Сибири предметов ткачества; среди прочих предметов поясам уделялось большое внимание. В 1980-е гг. коллекция поясов пополнилась благодаря сборам Фурсовой Е.Ф. Часть предметов данной коллекции имеет достаточно полную информацию о времени и месте изготовления, о мастерице и владельце, способе использования. Долгое время собранный во время экспедиций материал не получал надлежащей обработки в связи с материально-техническими сложностями и реструктуризацией Института, некоторые предметы коллекции частично пострадали. В конце 2000-х гг. усилиями сотрудников музея Института археологии и этнографии СО РАН было организовано надлежащее хранение, что позволило атрибутировать пояса, структурировать коллекцию по фамилии собирателей. Электронный каталог построен по территориальному принципу. Он дает представление о месте бытования предметов, отражает информацию о маршрутах этнографических отрядов. Несмотря на то, что часть поясов имеет утраты, все же степень их сохранности позволяет оценить разнообразие традиций, сложность и красоту орнаментальных узоров, искусность русских мастериц. Переселенцы приезжали в Сибирь из самых разных губерний России, поэтому представленные пояса отличаются по технике ткачества, вязания, материалу изготовления и семантике, характерной для той или иной области. Некоторые пояса были привезены крестьянами из российских губерний в Сибирь, большинство же было изготовлено уже на новом месте. Традиционно пояса передавались по наследству, бережно хранились; некоторые датируются серединой - концом XIX в. Большинство поясов, судя по сведениям научных паспортов, изготавливались владелицами на свадьбу себе и жениху; они датируются первой половиной ХХ в. По внешнему виду пояса далеко не всегда можно судить о времени его изготовления. Пояса, сделанные в Восточно-Казахстанской области в конце ХIХ в. из покупного гаруса, который в изобилии продавался в сельских лавках, при хорошей сохранности могут казаться более поздними, чем те, что были сотканы или сплетены в начале ХХ в. Поскольку привоз гаруса в начале ХХ в. был ограничен, то пояса ткали из крашеной шерсти домашнего производства. Солонешенский район (села Туманово, Топольное, Солонешное, Искра, Сибирячиха, Тележиха, Тальменка) является одним из самых ярких и интересных районов Алтайского края для изучения традиционной культуры русских старожилов и переселенцев. Из этого района в коллекцию попали 38 поясов. Большинство поясов датируются началом ХХ в., но есть и более ранние. Среди поясов собранных в Солонешенском районе преобладают пояса орнаментированные свастикой – солярным знаком (от четырех-крюшной до двадцати-крюшной); данный архаический элемент репродуцировался из поколения в поколение у переселенцев различных старообрядческих согласий). Также из этого района были привезены опояски со словесами, модные в начале ХХ в., пояса в ёлочку, пояса со сложным узором гребенчатых ромбов с продленными сторонами. Широко представлены и пояса с рядами мелких ромбиков, так называемыми «ягодками». Отдельно стоит упомянуть яркие пояса с чередующимися крестами или ромбами на контрастном фоне, которые были сотканы в специальной технике: основа белый лен, а узор формируется яркими нитями утка. Экспедиционные сборы в районах Восточного Казахстана, где проживают старообрядцы, пополнили коллекцию на 68 поясов. У крестьян староверов, живших в долинах рек Убы и Ульбы («поляков»), обычно ткали пояса на кружочках, неширокие из гаруса ярких контрастных цветов; концы украшались пышными многоярусными кистями, пуговицами, бисером. К сожалению, украшение кистей у большей части поясов коллекции утрачено. Так, например пояс МИКНС №1076 ОФ, тканый Огневой Степанидой Ивановной (1845 г.р.) для свадьбы дочери «лишился» кистей в связи с нехваткой пряжи: «Раньше были пришиты длинные и пышные кисти из гаруса, которые спороли во время войны». Староверы, жившие в долине реки Бухтармы («каменщики») ткали пояса на ткацком станке, широкие 10-12 см с архаическим геометрическим узором, двух -, трехцветные. Здесь преобладал свастичный орнамент, либо ткались вариации ромбов с продленными сторонами - «бухтарминские зацепы». Интерес представляет уникальная этнографическая коллекция одежды, собранная Л.М. Русаковой в 1990 г. у старообрядцев г. Вудбурн штата Орегон (США). Американские пояса сотканы мастерицами на дощечках из яркого покупного гаруса для подпоясывания сарафанов. Пояса не широкие, кисти пышные, сложносоставные, с юбочкой, выполнены в традиции «костромских поясков» с геометрическими фигурами. Некоторые пояски, хотя и сотканы на дощечках, повторяют узор широких тканых на кроснах поясов, распространенных у старообрядцев на прежнем месте обитания. Среди 22 поясов, подаренных Лидии Михайловне старообрядцами, четыре пояса были сотканы на Алтае. Великолепная сохранность поясов говорит о том, как бережно относились старообрядцы к поясу, сумели сохранить их практически в первозданном виде, несмотря на все сложности переездов и жизненные невзгоды. Несмотря на то, что русский тканый пояс практически полностью вышел из повседневной носки, интерес к данному предмету костюма сохраняется и сегодня. Нельзя недооценивать эстетическую силу русского тканого пояса. Сложные орнаментальные композиции, репродуцируемые через поколения в неизменном виде, являются устойчивыми этно-маркирующими архетипами, радуют душу русского человека.
Авторы
Составитель: научный сотрудник Отдела музееведения, канд. ист. наук Ковальчук Ю.С. Консультант: заведующий Отделом этнографии, д-р ист. наук Фурсова Е.Ф. Оператор: ведущий специалист Отдела музееведения Рудая И.М.
Дата публикации